Начался глобальный литиевый кризис, и он еще сильнее ударит по автомобильной промышленности. Дефицит самого легкого металла может ухудшить жизнь автопрому, ведь мировые цены на литий не просто растут — они летят в стратосферу. Если прошлым летом цена тонны этого материала колебалась в районе $10 000, то в конце августа 2022 года она достигла своего исторического максимума — свыше $79 000 за тонну, сообщает Autonews. Повышение цены почти на 800%!
И главная, чуть ли не единственная причина этого – автопром. А точнее, глобальная гонка за электрическим будущим. Что при таких темпах может наступить намного позже, чем хотят экологи и говорят корпорации. По данным Bloomberg, в 2021 году на производство всей бытовой электроники, в которой используется литий, ушло 66 000 тонн в карбонатно-литиевом эквиваленте, еще 132 000 тонн потребовалось на все остальные мировые отрасли, а электромобили за тот же период «потребили» 272 000 тонн! То есть они составляют более половины всего объема.
И это только начало. В 2020 году мировые продажи электромобилей составили 2,3 млн единиц, а в 2021 году их уже почти 5 млн. Прогноз на конец этого года — около 8 млн. К 2025 году, по мнению аналитиков , этот показатель должен вырасти до 20 млн, а к 2030 году — превысить лимит в 30 млн автомобилей в год.
Это означает, что для производства аккумуляторов потребуется в шесть раз больше лития — около 1,7 млн тонн в год. Рост спроса на литий породил многочисленные исследовательские инициативы, каждая из которых стремится найти новые способы его извлечения, и тот, кто добьется успеха, сорвет джекпот . Достойных альтернатив литиевым батареям не предвидится.
Несмотря на множество различных технологий, литий-ионные аккумуляторы остаются лучшим вариантом с точки зрения стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что значительного прогресса в этой области нельзя ожидать как минимум в ближайшие десять лет.
Что все это значит? Похоже, революция электромобильности, если ее не повернуть вспять, может серьезно замедлиться. Отставание фактических уровней производства от опубликованных планов кажется неизбежным, и вся идея кажется еще менее «зеленой», чем заявляют экологи.
Вряд ли это заставит весь мир передумать и полностью отказаться от перехода на электричество, но автомобили с двигателями внутреннего сгорания точно останутся на вооружении и в 2030, и в 2035, и, возможно, даже в 2040 году.