Мир все еще восстанавливается после так называемого кризиса чипов и последствий пандемии, но уже сейчас стало ясно, что на горизонте не за горами очередной кризис. Рост цен на топливо не только в нашей стране, но и во всем мире заставляет многих автолюбителей уделять больше внимания электромобилям. Соответственно, спрос на них увеличивается. По прогнозу компании IHS Markit, производство электромобилей в мире резко возрастет. С 4,8 млн в 2022 году до более чем 50 млн в 2034 году.
Не секрет, что производство аккумуляторов для электромобилей требует сырья. Чем больше спрос, тем больше требуется такого сырья. По оценкам компании S&P Global Mobility, в 2021 г. общая емкость аккумуляторных батарей составила 260 ГВтч, а в 2034 году она достигнет 4568 ГВтч, что в 17 раз больше! И это относится только к полностью электрическим автомобилям. Еще 147 ГВтч потребуется для оснащения гибридов.
При таких темпах потребуется финансово стабильная поставка сырья. В частности, никель, литий и кобальт. Именно эти три критических элемента могут стать узкими местами в производстве аккумуляторов и цепочке поставок. S&P Global Mobility прогнозирует, что годовой спрос на литий достигнет 1,97 млн тонн в 2030 году. То есть по сравнению с 2021 годом он увеличится на 28%. Спрос на никель в 2030 году увеличится на 34% и достигнет 1,80 млн тонн.
Цены не стоят на месте.
По данным S&P Capital IQ, в марте этого года официальная квартальная цена на никель выросла на 150% и достигла 48 000 долларов США за тонну. В июле 2021 года она составляла 19 000. Цена на кобальт в марте этого года выросла на 60%. А цена на литий, по данным S&P Global Commodity Insights, выросла более чем на 600%. От 10 000 долларов США за тонну в прошлом году до 70 000 долларов США за тонну сегодня.
Соответственно, цены на аккумуляторные батареи тоже начали расти. То есть перспективные расчеты на постепенное снижение цен на аккумуляторы необходимо скорректировать. Но именно это постепенное удешевление аккумуляторов должно было снизить цены на электромобили и сделать их конкурентоспособными с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Теоретически литий можно заменить комбинациями других элементов, но такие батареи имеют меньшую емкость. И соответственно электромобили имеют меньший запас хода от одного заряда. Чтобы удовлетворить спрос со стороны автопроизводителей и гигантов электроники, производство должно увеличиться. Но для запуска шахты с нуля требуется не менее 5 лет.
Помните, что для использования в батареях требуются чистые металлы, а 89% заводов по переработке лития расположены в Китае. Пандемия и война в Украине очень хорошо показали, что такая зависимость от импорта из одной страны может стать критической . Чтобы снизить риски, все больше и больше OEM-производителей стремятся напрямую участвовать в поставках сырья.
Stellantis инвестирует в проекты Vulcan Energy по добыче лития в долине Верхнего Рейна в Германии. Volkswagen и Renault также заключили соглашение с Vulcan Energy о производстве неочищенного лития с 2026 года. Ford инвестирует более полумиллиарда долларов в австралийскую компанию Liontown Resources для увеличения производства лития.
Многие шахты начинают работать в Африке и Южной Америке. Крупные OEM-производители также подписали соглашения о закупке сырья там. CAM и Umicore подписали меморандумы о взаимопонимании с Volkswagen и Automotive Cells (совместное предприятие Mercedes-Benz, Stellantis и Total Energy) на поставку катодных материалов. У Renault есть соглашение с Terrafame на поставку никеля и марокканской группой Managem на поставку кобальта. BMW также подписала крупную сделку с Managem. У GM есть соглашение о поставках кобальта с Glencore.
Чтобы избежать дефицита графита, производители разрабатывают новые технологии. Mercedes-Benz, Tesla, Porsche и Volvo инвестировали в аккумуляторы с высоким содержанием кремния. Кроме того, Ford, GM, Mercedes-Benz, Volkswagen, Stellantis и BMW инвестировали в компании по производству твердотельных аккумуляторов. Они дешевле и имеют более высокую плотность энергии, чем литий-ионные батареи. Это может снизить общую стоимость электромобиля.
Но стоит ли нам успокаиваться?
По данным IHS Markit, риски, связанные с поставкой критически важных элементов, ставят рынок электромобилей в реальную опасность. В конечном итоге неизвестно, удастся ли достичь необходимых масштабов объемов производства аккумуляторов, сделав электромобили доступными для потребителей и прибыльными для автопроизводителей.
Кризис аккумуляторов может повредить революции электромобилей. И в то же время предоставить производителям автомобилей из Китая и Южной Кореи возможность стать ведущими мировыми поставщиками легковых электромобилей. Кстати, никель, литий и кобальт входят в состав обычных стартерных батарей (аккумуляторов) для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.